← Все статьи

Как стресс влияет на детский иммунитет

Вы задумывались, почему дети часто заболевают в самый неподходящий момент? Предстоит важная поездка, и в день отъезда начинается насморк. Завтра долгожданный праздник, а у ребенка вечером поднимается температура… Другая распространенная ситуация: ребенок все лето проводит в деревне или на морском побережье, и вроде бы осенью приходит в садик или школу с сильным иммунитетом, но начинает болеть буквально с сентября.1
«Почему?» — недоумевают родители. А это – реакция детского организма на стресс.

Сильные негативные эмоции, которые малыш испытывает в течение определенного времени, «подтачивают» иммунитет, повышают восприимчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе, и различных вирусов. Кажется, что болезнь возникает «ниоткуда», но на самом деле болезнь может быть отложенным результатом того, что ребенок в течение долгого времени испытывал сильное напряжение – эмоциональное и\или физическое.

В этой статье мы поговорим о том, что такое детский стресс, как он влияет на иммунитет, и какие действия со стороны родителей (и в целом – окружения) могут предотвратить «неожиданные» болезни.

ГДЕ ЖИВЕТ ИММУНИТЕТ

Чтобы понять, как именно стресс может влиять на детский иммунитет, давайте вспомним, что последний работает как система распознавания – вирусов, микробов, поврежденных и аномальных клеток, полисахаридов, белков. Каждую секунду эта система «прощупывает» и анализирует все, что попадает в организм вместе с пищей, водой или воздухом. Каждый опыт с чужеродным белком запоминается на всю жизнь, а информация о нем передается будущим поколениям клеток. Система эта очень активна и чувствительна ко всякого рода изменениям.

Какие органы в нашем организме представляют иммунитет, и за что они отвечают:

1. Костный мозг: центральный орган иммуногенеза, продуцирует все клетки, участвующие в иммунных реакциях.

2. Тимус (вилочковая железа): отвечает за дозревание иммунных клеток Т-лимфоцитов.

НА ЗАМЕТКУ
Разные подвиды Т-лимфоцитов отвечают за разные функции:
• Т-киллеры убивают зараженные вирусами клетки, тем самым останавливают развитие инфекции;
• Т-хелперы помогают иммунной системе распознавать конкретные виды микробов;
• Т-супрессоры регулируют силу и продолжительность иммунной реакции.

3. Селезенка: здесь происходит фильтрации кровотока, сохранение клеток крови и продуцирование B-лимфоцитов

НА ЗАМЕТКУ
В-лимфоциты синтезируют антитела (иммуноглобулины). Это специальные белки, которые «прилипают» к микробам и вызывают их гибель. Также они способны нейтрализовать ряд токсинов.

4. Лимфатические узлы: напоминают губку, через которую фильтруется лимфа; в ее порах находится много иммунных клеток, которые также ловят и переваривают микробов, проникших в организм. Плюс, она отвечает за сохранение информации о микробах, с которыми уже происходило столкновение.

Органы иммунной системы обеспечивают образование, созревание и место для жизни иммунных клеток.

ЧТО ТАКОЕ (ДЕТСКИЙ) СТРЕСС

Слово «стресс» уже давно и прочно вошло в нашу жизнь. Кажется, ни у кого не должно возникнуть сложностей в объяснении, что это такое. Тревога, напряжение, волнение…
Но применительно к теме статьи нас сейчас интересует:

  • что такое стресс, с научной точки зрения и
  • из-за чего возникает детский стресс.

Стресс – это адаптационный синдром
Именно так упрощенно трактуют данное явление ученые, изучающие механизмы, протекающие в организме на фоне стресса.
Определенного рода напряжение возникает, когда возникает некая угроза для организма. Требуется время, чтобы «привыкнуть» к этой угрозе, адаптироваться к ней. Если адаптация происходит, человек просто живет дальше, оставив позади данный опыт. В случае же если «привыкания» не происходит, развивается либо заболевание, либо «хронификация» стресса (то есть процесс переходит в хроническую форму).2
Чем сильнее угроза, тем активнее должен быть адаптивный ответ со стороны организма – детского или взрослого.

✔ Стресс – специфическое состояние организма, реакция на мощный внешний раздражитель.
✔ Факторы, провоцирующие стресс у каждого конкретного человека, являются жизнеугрожающими, с его точки зрения.
✔ Любая жизненная ситуация воспринимается людьми по-разному, в зависимости от типа нервной системы и адаптационных возможностей.

Часто ли приходится сталкиваться с разного рода «угрозами» нашим детям?
Не торопитесь с ответом.

Нам кажется, что мы максимально ограждаем наших малышей от неблагоприятного влияния внешней среды. Но на деле взрослым не по силам уберечь своих детей от источников стресса. Более того, они сами чаще всего создают их. И в этом смысле наши дети – намного более адаптивные существа, чем их мамы и папы.

Дети каждый день переживают стресс

Многие незначительные, на наш взгляд, проблемы для ребенка оборачиваются ежедневным стрессом и вызывают сильнейшие переживания. Перечислим наиболее частые ситуации, которые могут их провоцировать:

1. Разлука с мамой.
2. Необходимость значительную часть дня находиться в детском саду.
3. Смена «постоянного» взрослого, который ухаживает за ребенком: передача малыша няне или бабушке, а также смена воспитателя в детском саду.
4. Утренние ранние подъемы в сад.
5. Ежедневные, ежечасные запреты, исходящие от всех (!) взрослых, которые контактируют с ребенком.
6. Рождение младшего брата и сестры. Даже если старший ребенок ждал появления младшего, он, как правило, оказывается не готов к тому, что родители больше не могут уделять ему столько внимания, сколько раньше.
7. Вечная борьба за игрушки дома и в детском саду.
8. Какие-то негативные сюжеты и сцены насилия, которые ребенок случайно может увидеть по телевизору или в жизни.
9. Ссоры (развод) родителей.

КАК СТРЕСС ВЛИЯЕТ НА ИММУНИТЕТ3

Влияние стресса на иммунитет доказано многими исследованиями. Существует целая наука – психонейроиммунология, которая изучает эту взаимосвязь. Ученым удалось выяснить целый ряд любопытных явлений, важных для объяснения того, почему дети (да и взрослые, конечно, тоже) начинают болеть при определенных жизненных обстоятельствах.

  • Во время стресса происходит возбуждение определенных участков коры головного мозга, в результате чего в организме выделяется кортизол и катехоламин. Эти вещества подавляют деятельность иммунной системы.
  • В крови значительно увеличивается число кортикостероидов, что ведет к гибели лимфоцитов (клеток-защитников В — и Т-лимфоцитов), которые контролируют проникновение чужеродных белков в организм. Резкое уменьшение этих клеток служит причиной снижения возможности образования антител.
  • Стресс запускает в организме цепь связанных друг с другом реакций нервной, эндокринной и иммунной систем. В результате происходят изменения на биохимическом (субклеточном) уровне, благоприятные для размножения вирусов и бактерий.

Также не стоит забывать, что в организме каждого из нас есть, так называемые» «дремлющие» вирусы. Эмоциональные расстройства или физические перенапряжения, которые вызывают резкое снижение иммунитета, таким образом становятся той самой «кнопкой», которая активирует «спящие» вирусы. Отсюда – неожиданные сопли у детей, высокая температура и ангины в «самый неподходящий момент».

Стресс проявляется в беспокойстве, тревожном состоянии, страхе, что приводит к подавлению иммунитета даже у тех детей, которые не имели хронических заболеваний и не относятся к группе ЧБД.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Понятно, что полностью оградить ребенка от всего, что может вызвать у него стресс, – задача труднодостижимая. Не ходить в детский сад, в школу, не разлучаться с мамой, жить в среде, где «можно всё», не сталкиваться с ситуациями, когда приходится отстаивать право на «свои» игрушки, пространство, какие-то личные желания – все это, конечно, утопия. Малыш со временем станет взрослым, и ему обязательно потребуются навыки выживания в любых жизненных условиях. Умение адаптироваться – одно из самых важных навыков, которыми приходится овладевать с самого детства. Задача взрослых – помочь справиться с проблемами, способными вызвать у него стресс.
Как именно?

  • Вместо того, чтобы окружать малыша запретами (нельзя нож, ножницы, иголку, фотоаппарат, кинокамеру и пр.), лучше до поры до времени спрятать все вещи, которые ему пока не стоит трогать.
  • До того, как ребенок отправится в детский сад, научите его делиться, обмениваться игрушками, а в игре – договариваться об очередности.
  • Будьте примером для подражания для своих детей: проявляйте уважение к членам семьи, не демонстрируйте насильственные методы достижения своих целей.
  • Старайтесь не ссориться друг с другом в непосредственной близости от детей.
  • Позаботьтесь о том, чтобы малыши не сталкивались с негативной информацией, идущей с телевидения или интернета. Если же это произошло, объясните сыну или дочери, как стоит относиться к увиденному, а затем переключите внимание на что-то позитивное.

Ну, и, конечно, не стоит упускать тот факт, что детский иммунитет должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать стресс. Сбалансированное питание, ежедневные прогулки, выверенный режим дня, занятия спортом, прием витаминов и иммуностимулирующих препаратов – все эти методы, безусловно, являются базовыми для построения той защитной системы организма, которая будет действительно защищать ребенка, а не быть его «слабым звеном».4

Относительно последней рекомендации – обратите внимание на Тимоген® Спрей , препарат класса пептидных биорегуляторов. Он активирует клеточный и гуморальный иммунитет – повышает выработку секреторного иммуноглобулина (IgA), который убивает вирусы в клетках слизистой носа и гортани (на входных воротах инфекции). Развитие болезни останавливается, или симптомы становятся маловыраженными.
Происходит регуляция механизмов иммунной системы, естественным путем, повышается выработка антител и интерферона, и это приводит к комплексной защите от вирусов и бактерий.

Учите своих детей противостоять стрессу, а об иммунитете позаботится Тимоген® Спрей!

Тимоген® Спрей

  • при ослабленном иммунитете
    на фоне ОРВИ
  • часто болеющим детям
  • в период повышенной
    заболеваемости
Узнать больше о препарате Инструкция по применению